Систему связи для будущих автомобилей Ford проверили из космоса
- Компания Ford и кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета разработали прототип системы передачи данных повышенной надежности для усовершенствования автомобилей будущего
19-20 августа 2015 г. ученые кафедры успешно провели3-ю серию экспериментов по управлению роботом с борта космической станции с использованием тех же принципов связи, которые были положены в основу совместного проекта с Ford- Проект позволит применить опыт, накопленный в ходе изучения коммуникации роботов в космосе, для усовершенствования систем связи между автомобилями, в том числе в случае экстренных ситуаций
- Результаты проекта могут найти применение в космических проектах по разработке технологии создания космороботов, которые помогут космонавтам во время выходов в открытый космос, а также в выполнении обследования космических аппаратов, поверхностей планет и астероидов
МОСКВА, Россия, 24 августа 2015 г. — Компания Ford и кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета перешли к финальному этапу трехлетнего совместного проекта по усовершенствованию коммуникации между автомобилями, реализуемого с января 2013 года в рамках концепции Ford Smart Mobility.
Основной целью совместного проекта была разработка принципиально новой технологии связи водителей, пассажиров и сервисных служб с информационными ресурсами/сервисами по беспроводному каналу. Главной проблемой, которую предстояло решить ученым и разработчикам, стало поддержание бесперебойной связи во время движения автомобилей в условиях высокой загрузки сети передачи данных, а также на участках в горной местности и в туннелях, где передача экстренных сообщений может быть затруднена.
Следующий этап экспериментов, которые проводятся на базе университета, предусматривает управление группировкой роботов, выполняющих не только движение по планете, но и набор монтажных операций, позволяющих собрать универсальный модуль для выполнения научных исследований. Совместный исследовательский проект будет завершен в конце 2015 года, после чего разработки будут интегрированы в производственные программы Ford.
Предложенные решения могут также успешно применяться в космических проектах по разработке технологии создания космороботов, которые помогут космонавтам во время выходов в открытый космос, а также в выполнении обследования космических аппаратов, поверхностей планет и астероидов.
«Это прекрасный опыт для нас — работать с такой профессиональной командой, как кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Результаты совместного проекта позволят усовершенствовать коммуникацию между автомобилями, сделать ее более надежной, а значит, — повысить безопасность наших автомобилей и предложить новые технологии помощи водителям», — прокомментировал Олег Гусихин, технический руководитель проекта, научно-исследовательский центр Ford, Дирборн.
«Мы рады, что мы успешно перешли к финальному этапу этого масштабного проекта. Полученные нами решения обладают высокой надежностью, масштабируемостью и адаптивностью. Это открывает широкие перспективы применения результатов проекта как в сфере транспортной логистики, так и в космической робототехнике. Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с коллегами из Ford и готовы к новым совместным проектам», — прокомментировал Владимир Заборовский, заведующий кафедрой телематики СПбПУ, профессор, д.т.н.
В совместном исследовательском проекте принимали участие два доктора технических наук и пять кандидатов технических наук кафедры телематики СПбПУ, а также группа из пятнадцати студентов университета.
Как это работает
Для увеличения времени устойчивого доступа автомобилей к информационным сервисам сотрудники кафедры разработали прототип системы передачи данных и программное обеспечение. Эти решения позволяют создать универсальный геоинформационный ресурс, который хранит не только особенности ландшафта, но и данные о стационарных и мобильных точках доступа к беспроводной связи, данные об инфраструктуре региона, динамике движения автотранспорта по автомагистралям и т.д. Алгоритмическое и программное обеспечение позволяет поддерживать данные геоинформационного ресурса в актуальном состоянии в любое время, поэтому он может являться информационной базой для реализации проектов «умных дорог» и «умного города», а также увеличить надежность передачи экстренных данных в таких системах обеспечения безопасности дорожного движения, как ЭРА-ГЛОНАСС и eCall.
В настоящее время закончена серия испытаний по наполнению геоинформационного ресурса актуальными данными, сбор и передача которых осуществляется с автомобилей, движущихся по автомагистралям. Каждому автомобилю предоставляется возможность оценить качество каналов передачи данных и передать эту информацию в базу данных. Поскольку информация одновременно будет собираться от сотен автомобилей, расположенных во всех частях региона, в любой момент времени геоинформационный ресурс будет обладать актуальными данными. Оперативное использование собранной информации обеспечивает любому автомобилю устойчивую связь с информационными сервисами в любой момент времени — как во время движения, так и на стоянках.
О кафедре телематики СПбПУ
Кафедра телематики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета основана в 2000 году на базе ЦНИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). С 2013 г. кафедра входит в состав Института прикладной математики и механики СПбПУ. Специалисты кафедры принимают участие в крупнейших европейских проектах в рамках программы ACTS (Передовые коммуникационные технологии и сервисы), цель которой — внедрение новейших достижений в области телекоммуникаций на территории Европы. В числе таких проектов — MULTICUBE, основной задачей которого является развитие АТМ-сервиса, поддерживающего мультимедийные приложения в соединениях группа-группа, ориентированного в первую очередь на пользователей, связанных с автомобильной и аэрокосмической индустрией.
Вернуться к списку